МРТ XXI века - снова гадолиний: казнить нельзя помиловать? Часть 2



ua3ndx


С нами с: 2014-07-04
Посты: 346
Кострома

 
     
2021-08-27 on 07:41
Основная ссылка: http://zdrav.expert/index.php/Статья:Гадолиний
Post Scriptum, или в продолжение темы.

Коллеги, какие соображения по поводу данной статьи, если кто её прочитал до конца и особенно в оригинале? Особенно по поводу «безопасности, бесконтактности, неинвазивности МРТ» и прочих рекламных мемов на эту тему, которые можно прочитать на каждом столбе? Даже не считая ссылок на судебные разборки известного Чака Норриса с 11-ю известными фирмами по поводу отравления препаратами гадолинием его собственной супруги на МРТ-обследовании? Спишем это на его личную неграмотность в вопросах «безопасности, неинвазивности МРТ» и далее по тексту их стандартного шаблона из рекламных комиксов – актёр же, чего с него взять, и академиев он явно не кончал! Но я понял для себя лично несколько важных моментов (правда, с элементами чёрного юмора, но иначе никак):

1. Сам гадолиний – тяжёлый редкоземельный металл, высокотоксичный в чистом виде, но его соединения в фармпрепаратах почему-то должны быть на редкость безопасны и пользительны для нашего организма (особенно в ионных растворах типа Омнискана/Гадовиста, с быстрым нелинейным типом фильтрации, откуда они легко диссоциируют при внутривенном введении). Почему безопасны – не знаю, но ведь так пишут везде, правда?

2. Побочных эффектов у гадолиния практически нет – не считая заметного эффекта кумуляции и накопления в тканях мозга и ЦСЖ (как минимум 24 дня), а также повреждения ГЭБ – гематоэнцефалического барьера, и связанным с этим развитием вторичных инфекций головного мозга, а также вероятным развитием опухолевых процессов. Ну ерунда же, правда? Но и это ещё не всё – цитата: «В частности, авторы заметки связали использование гадолиния с болезнью Альцгеймера, а также сделали вывод, что МРТ сосудов сердца пациентов лучше заменить сцинтиграфией миокарда…» Разумеется, в сравнении с такими «побочками» даже НСФ – нефрогенный системный фиброз, с системным поражением внутренних органов, выглядит более безобидно, поэтому в статье о нём всего 1—2 упоминания (да и то в основном касательно рисков для детей).

Причём простор для исследований открывается просто небывалый, хоть для взрослых, хоть для детей – цитата: «Пока неизвестно, приводит ли аккумуляция гадолиния в ЦСЖ к осаждению в ткани нейронов и имеет ли это клинические последствия – для уточнения этих данных необходимо провести дополнительные исследования…» Однако далее уточняется: «По результатам исследования его авторы обнаружили гадолиний во всех четырех нейроанатомических областях головного мозга: зубчатом ядре, таламусе, варолиевом мосте и бледном шаре. Наибольшая концентрация вещества выявлена в зубчатом ядре и варолиевом мосте... Обнаружение аналогичной ситуации у детей вызывает большую озабоченность, поскольку их мозг развивается, и они более восприимчивы к нейротоксическим эффектам воздействия тяжелых металлов».

Как говорится, это ещё цветочки, поэтому не будем занудами-ретроградами и тоже оставим НСФ на второй план, после всего вышеперечисленного, ибо в процентах НСФ занимает уже всего лишь 3—4 место по частоте осложнений. Снова цитата: «73% опрошенных отделений детской радиологии в США, отказавшиеся от использования линейных гадолиниевых контрастных агентов, сделали это из опасения по поводу отложения гадолиния в тканях мозга, 47% респондентов также связали этот шаг с улучшением профиля безопасности, 33% – с повышением стабильности, 20% – с опасением развития НСФ - нефрогенного системного фиброза. Лишь 7% опрошенных отказались от линейных контрастов с целью экономии…» Всё-таки дети – это цветы нашей жизни, поэтому им самое лучшее, как всегда, не правда ли?

3.Практически все перечисленные научные сообщества и регламентирующие органы требуют применения гадолиниевых контрастов строго по показаниям, когда: «Врачам рекомендовалось ограничить использование контрастов на основе гадолиния и применять их только в случаях, когда требуется информация, предоставляемая исключительно контрастным исследованием»

Наивные, как дети малые, ей-богу! Высокопольная МРТ уже подсадила себя на эту гадолиниевую иглу (хотя бы за счёт удлинения времени T1-релаксации в сверхсильных полях; или понижения соотношения сигнал/шум при выходе на плато по этим параметрам) намного плотнее, чем наша держава сидит на нефтегазовых трубах – причём сразу на обеих из них. Поэтому никто из МРТ-ологов, будучи в трезвом уме и здравой памяти, отказываться от препаратов гадолиния не будет, просто оперативно заменяя один (с нестабильным ионным типом фильтрации) соответственно на другой (с макроциклическим типом фильтрации); конечную разницу всё равно оплатит сам потребитель продукта, он же пациент. Тот самый, который давал подписку о добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство, и о добровольном же согласии на обработку персональных данных, и т.п. Он-то в этом всё равно ничего не понимает, так какая разница, что именно ему будут заливать в вену?

4. Если раньше все побочные эффекты гадолиния можно было благополучно списывать на пациентов с ХПН – хронической почечной недостаточностью, беременных и детей, то сейчас ситуация меняется кардинальным образом, и не очень приятно для МРТ-ологов: «Так, в июне 2015 года ученые из Питтсбургского университета… пришли к выводу, что использование некоторых контрастных веществ, применяемых при МРТ в американских клиниках, приводит к накоплению гадолиния в тканях мозга и в костной ткани даже при нормальной выделительной функции почек.

Цитата: «Руководитель рентгенологического отделения больницы при университете Берна (Швейцария)… обеспокоен тем, что исследований, доказывающих безвредность гадолиния для мозга, мало, и все они проводились в одном центре и очень давно. Профессор заявил, что каждое вещество, используемое в МРТ, может давать осадок гадолиния в мозге, поэтому вполне вероятно, что их уберут с рынка, и тогда радиологи столкнутся с реальной проблемой…» Короче говоря, всё это было давно и неправда, проплачено каким-то одним центром и уже потеряло свою актуальность. Неужели никого этот факт всерьёз не смущает, кто умеет читать и думать?

5. А дальше собственно и начались эти предсказанные проблемы для МРТ-ологов на Западе: «Стало известно, что к 1 февраля 2018-го два широко используемых контрастных агента на основе гадолиния, применяющиеся в МРТ-исследованиях, будут изъяты из продажи в Великобритании. При этом использование других контрастных агентов будет строго ограничено отдельными показаниями… Управление собирается отозвать регистрационные удостоверения на линейные гадолиниевые агенты гадодиамид (Omniscan, GE Healthcare) и гадопентиновая кислота для внутривенного введения (Magnevist, Bayer HealthCare Pharmaceuticals). Клинические показания для двух других гадолиниевых агентов MultiHance (Bracco) и Primovist (Bayer) будут ограничены применением в МРТ-контрастировании с отсроченной фазой…»

Несложно представить, что после этого тонны нереализованных на цивилизованном Западе Омнискана и Магневиста поехали в нашу многострадальную родину, в наши столь же широко известные сетевые центры, типа того же МИБСа или «Эксперта», ибо а зачем добру пропадать?

Тот факт, что у нас нет никакой юридической подоплёки ни для работы высокопольных томографов, ни серьёзных контролирующих органов, типа Управления по контролю лекарственных средств и изделий медицинского назначения Великобритании (MHRA) – о чём я уже говорил в прошлых статьях – видимо, устраивает абсолютно всех на рынке медицинских услуг. Как говорится, со всеми вытекающими отсюда, поэтому вопрос об уровне заинтересованных лиц в нашей стране, кто педалирует эту ситуацию, как-то не возникает.
Несложно представить и тот факт, что при отсутствии какого-либо контроля, отсутствует и более-менее вменяемая статистика по всем побочным эффектам от препаратов гадолиния – равно как и по побочным эффектам от применения самих высокопольных томографов.

Из которых большая часть привезена неизвестно откуда и восстановлена местными умельцами, с помощью всё тех же молотка, мата, паяльника и кувалды. Но надо понимать, что в подобной партизанской ситуации, по принципу «что не запрещено официально – то разрешено», этот официальный бардак устраивает всех абсолютно.
6. А далее началось загрязнение легкорастворимыми соединениями гадолиния всей окружающей среды вокруг городов: «Исследователи из Токийского столичного университета обнаружили повышенную концентрацию гадолиния в речной воде по всему Токио, особенно в районах вблизи водоочистных сооружений. Они утверждают, что гадолиний выводится с мочой из организма пациентов в течением 24 часов после МРТ и попадает непосредственно в окружающую среду, где превращается под воздействием ультрафиолетового света в свою токсичную форму…»

Собственно говоря, как он был токсичным изначально, так и остаётся во внешней среде, даже пройдя весь свой рабочий цикл. То есть, проблема с гадолинием выходит уже на государственный уровень, даже в самых развитых странах. И если у нас до сих пор не поднимали этот вопрос, то только по причине отсутствия реальной статистики и точных данных по работе с этими препаратами. Вероятнее всего, никто не знает ни точного количества залитого в пациентов Омнискана и Магневиста во всех больницах и сетевых центрах, ни количества реальных осложнений от них вместе взятых. Причём не знают ни статистику и соотношение этих осложнений, ни чем это всё лечить и как контролировать… Именно поэтому МРТ только у нас в России традиционно безвредна, неинвазивна, и вообще по этой части мы впереди планеты всей – и все до сих пор в эту модную присказку как бы верят! Ну или, по крайней мере, вид делают.

Продолжение следует…
А. Копенкин, врач-рентгенолог


Yandex
Спонсор


В начало

Быстрая навигация по форуму

Выберите форум:


Заблокировать тему Перенести тему Удалить тему