Остеомиелит большеберцовой кости - Скелет : Нижняя конечность : Голень


В начало

Быстрая навигация по архиву

Анатомическая классификация:

Как добавить свой случай в архив

Анатомическая классификация: Скелет : Нижняя конечность : Голень

Пациент: Мужчина

Возраст (лет): 52

Клиника:
Впервые заметил припухлость по передней поверхности правой голени около полугода назад. В тоже время появились боли в основном ночного характера.

Лучевое исследование:
На рентгенограммах правой голени в в/3 и ср/3 диафиза б/берцовой кости корковый слой на протяжении около 15,5см муфтообразно утолщен, разволокнен, нечеткий, неровный, с наличием бахромчатого периостоза, мягкие ткани голени на этом уровне утолщены, костно-мозговой канал сужен. Костная структура на этом фоне неоднородна. В динамике с 4.12.03г. отмечается нарастание изменений.

Изображения:

 
Увеличить

Изображение 1

Увеличить

Изображение 2

 

Заключение:
Рентгенологическая картина подозрительна на интракортикальную остеосаркому диафиза правой б/берцовой кости, в первую очередь необходимо дифференцировать с остеомиелитом.

Другие методы исследования и диагностики:
Биопсия:элементов опухоли не обнаружено

Заключительный диагноз:
Остеомиелит правой большеберцовой кости

Верификация: Гистология, экспертная оценка

Дифференциальная диагностика:

  • Остеосаркома

Данные предоставлены:
Павленко Т., врач-рентгенолог, г. Москва.


Комментарии

  1. 2004-10-25 dr_zhur
    Случай не совсем типичный. Автору интересно мнение коллег.
    Я бы добавил в диф. ряд сифилис.
  2. 2004-10-26 BGU
    В данном случае больше данных за первично хронический или склерозирующий остеомиелит (Гарре). Также в диф. ряд можно поставить опухолевидный остеомиелит.
    Хочется узнать какие изменения нарастают: склеротические или деструктивные, эндо- или периостальная реакция?
    Данные биопсии скудны, так не описаны изменения самой костной ткани.
  3. 2004-10-26 Anonymous
    Спасибо за комментарии, коллеги. В динамике нарастают деструктивные изменения и перистальная реакции по длиннику кости и кнаружи.
    Патологогистологическое заключение (диагноз):фрагменты мышечной ткани и кортикальной пластинки трубчатой кости со вторичными признаками повреждения (отек,некроз, умеренно выраженная лимфоидная инфильтрация). Опухолевого роста в имеющихся препаратах не найдено. Нельзя исключить, что в биоптате представлен материал по периферии опухоли.
    Мы остановились на диагнозе хр. остеомиелит, однако, боюсь, что полностью исключить остеосаркому нельзя.
  4. 2004-10-26 dr_zhur
    Для Гарре не характерна бахромчатая реакция периоста, разволокнение и нечеткость коркового слоя.
  5. 2004-10-26 Anonymous
    Согласна, для Гарре не характерна еще и мелкоочаговая остеолитическая деструкция в корковом слое. Коллеги, кто что знает про интракортикальную остеосаркому.
  6. 2004-10-26 Anonymous
    Коллега (BGU), а как выглядит опухолевидный остеомиелит?
  7. 2004-10-29 BGU
    Опухолевидный остеомиелит как раз так и может выглядеть. Имеет место вздутие кости и периостит. Однако течение его значительно медленнее чем остеосаркомы, а процесс пролиферации преобладает над деструкцией.
    Остеогенная саркома рано "даёт" метастазы в легкие! В среднем через 3-4 месяца, а уж после биопсии тем более. А Вы обследовали данному пациенту легкие?
    Заметьте, что бахрома видна лишь в боковой проекции, на уровне бугристоти кости. Бахрома - это еще не спикулы!
    Выявляется ли у больного отек мягких тканей в области опухоли и расширение сети подкожных вен?
    Однако значительная протяженность и нарастание деструкции скорее свидетельствуют об смещанной форме остеогенной саркомы.
    Конечно же точку над и поставит время.
  8. 2004-10-29 dr_zhur
    ="Опухолевидный остеомиелит как раз так и может выглядеть. Имеет место вздутие кости и периостит."=

    Но ведь здесь как раз и нет вздутия, а есть утолщение кости. Процессы совершенно разные.
    Про интракортикальную остеосаркому ничего кроме общих слов не нашел, а самому в практике не встречалась.
    А на сифилис очень похоже...
  9. 2004-11-01 Anonymous
    По данным А.В. Забродиной "Лучевая диагностика остеогенной саркомы" и Resnick "Bone and joint imaging" интракортикальная остеосаркома очень редкая форма остеосаркомы, локализуется как правило в диафизах б/берцовой или бедренной костей, характеризуется наличием мелкоочаговой деструкции коркового слоя на фоне склероза, утолщения и разволокнения последнего. Характерно отсутствие спикулообразного периостоза. На этапе первичной диагностике больных лечат как правило от остеомиелита. Случай "опухолеподобного остеомиелита" приведен как раз в книге Забродиной.
    Рентгенография легких (норма) и RW (отрицательна) входит в обязательный диагностический алгоритм в нашей больнице. Мягкие ткани по передней поверхности голени уплотнены, утолщены, вены не расширены.
    Спасибо за интерес и комментарии, коллеги.
    С уважением, Павленко Т.
  10. 2004-11-01 BGU
    Спасибо вам коллега, что просветили нас. Да еще и на наглядном примере. Жду снимков в динамике. Очень интересный и редкий случай. При желании у Вас бы получилась хорошая статья в "Вестнике рентгенологии и радиологии". С уважением.
  11. 2004-11-01 dr_zhur
    Спасибо за интересную и полезную для всех нас информацию. Какой план у Вас и Ваших коллег по дальнейшему ведению этого пациента? Хотелось бы знать заключительный диагноз. Держите нас, пожалуйста, в курсе.
    С уважением, Ю. Журавлев.
  12. 2004-11-05 Anonymous
    Да никого я не просвещаю, коллеги... Как я уже писала, поставленный нами диагноз: остеомиелит, пациенту проводят противовоспалительную терапию с последующим динамическим наблюдением. Литературные случаи привожу, т.к. они очень похожи на данную рентгенологическую картину, и в поставленом диагнозе я сомневаюсь. Я, собственно. поэтому представила данный случай на рассмотрение, т.к. хочу узнать мнение коллег, в особенности, кто что знает про интракоркикальную остеосаркому.
    С уважением, Павленко Т.
  13. 2004-11-16 drzil
    Уважаемые коллеги! Для более информативного общения предлагаю пользоваться последней классификацией ВОЗ (1994?) опухолей костной ткани. (это я по поводу опухолевидного остеомиелита:-)
    Что касается интракортикальной остеосаркомы (видимо имеется в виду паростальная или юкстакортикальная саркома), то данная опухоль, имея эпицентр ВБЛИЗИ (пара или юкста) поверхности кортикального слоя кости, поражает прилежащий кортикальный слой и ПРИЛЕЖАЩИЕ МЯГКИЕ ТКАНИ, и этот мягкотканный компонент c элементами остеоидного матрикса даже в начальных стадиях хорошо определяется на мрт или кт. Цитологически - полиморфные опухолевые элементы с незначительно выраженными признаками анаплазии и морфологически зрелые клетки типа фибробластических.
    В Москве дифференциальной диагностикой юкстакортикальных сарком занимался НИИ детской гематологии и онкологии РОНЦ РАМН.
  14. 2004-11-16 Anonymous
    Спасибо, Юрий! Могу добавить, что последняя классификация ВОЗ 2002 года. В настоящее время выделяют следующие формы остеосарком:
    -Остеосаркома классическая она же остеобластическая (код МКБ 9180/3);
    -Хондробластическая остеосаркома (9181/3);
    -Фибробластическая остеосаркома (9182/3);
    -Телеангиэктатическая остеосаркома (9183);
    -Остеосаркома при болезни Педжета костей.
    -Мелкоклеточная (круглоклеточная) (9183/3);
    -Центральная (интраоссальная) высокодифференцированная (low grade) (9187/3);
    -Паростальная (юкстакортикальная) (9192/3);
    -Периостальная остеосаркома.
    -Высокозлокачественная (high grade) поверхностная(9194/3)
    -Интракортикальная остеосаркома (9195/3).
    Как можете видеть интракортикальная остеосаркома является отдельной формой, в отличие от периостальной характеризуется отсутсвием спикулообразного периостоза, в отличие от паростальной (синоним юкстакортикальная остеосаркома) нет массивного патологического остеогенеза вдоль кости. Есть мелкоочаговая деструкция ВНУТРИ коркового слоя, с разволокнением последнего. При этом, одна из форм может переходить в другую.
    Как видно из классификации часть форм различают на основании гистологической картины (мелкоклеточная, телеангиоэктатическая, остео- хондро- фибробластические; высоко- низкодифференцированные), а часть - по локализации в кости (центральная, интракортикальная, поверхностная, к последней форме относят пери- параостальную и низкодифференцированную поверностную).
    В данном случае возникли трудности с дифференциальной диагностикой между остеосаркомой и остеомиелитом, т.к. гистологи помочь не смогли (опухоли не видят, но исключить не могут). Будем опираться на клинику: лечить остеомиелит, наблюдать, возможно, с повторной биопсией.
    С уважением, Павленко Т.
  15. 2004-11-16 dr_zhur
    Drzil - это не Юрий! Юрий - dr_zhur :-)
  16. 2004-11-16 Anonymous
    ой, извините :-)

  17. 2004-11-18 drzil
    www.vidar.ru/magazines/mv/2001/mv2001_1_98.pdf
    гистологическая классификация первичных опухолей костей и опухолеподобных процессов воз 1995 (фрагмент)
    первое - не вижу интракортикальной остеоСа
    второе - кто даст ссылку на полную классификацию 95 года?
    С уважением, Зельский И.А., УНИИТО
  18. 2004-11-19 Anonymous
    Хочется посмотреть что на следующей странице журнала, да? :-). У меня только книга, классификация ВОЗ 2002г. Оттуда и переписала...
    С уважением, Павленко Т.
  19. 2005-11-11 ail2060
    Случай чрезвычайно интересен! Хотелось бы посмотреть динамику процесса. Согласен со всеми - опухоль или воспаление сказань почти не возможно без гистологии. Но я бы еще проверил почки и простату.
  20. 2005-11-14 Anonymous
    Почки и простата - без патологии. Хотя должна сказать, что для метастаза рака почки (литический очаг деструкции со вздутием, истончением и разрушением коркового слоя) картина совсем не характерна.
    Павленко Т.
  21. 2005-11-16 ail2060
    Рассматривался ли вариант оссифицирующего периостоза Пьер-Мари-Бамбергера?
  22. 2005-11-16 Anonymous
    Нет. Т.к. характерная клинико-рентгенологическая картина отсутствует.
    Павленко Т.
  23. 2006-11-19 Anonymous
    этот вид рака заразный?
  24. 2006-11-24 Anonymous
    Anonymous писал: этот вид рака заразный?

    1.Сударь(сударыня), формулировка Вашего вопроса подразумевает, что Вы знаете заразные виды рака. Если можно - поделитесь знаниями...
    2. В данном случае речь о РАКЕ не идет вообще, а проводился дифференциальный диагноз между онкологическим заболеванием (их существует большая группа) и воспалением.

    3.Мне, на основании моего опыта работы в онкологии и доступных мне литературных истончиков, как отечественных, так и зарубежных, не известны случаи заражения раком здорового человека при контакте с больным. Онкологические заболевания не относятся к инфекционным, т.е. к заразным заболеваниям.

    4.Ваш вопрос, следовательно несколько не корректен... если Вы не получили удовлетворительного ответа, попробуйте его уточнить или сформулировать по-другому...

    Павленко Т.В.
  25. 2006-12-22 Anonymous
    Уважаемый коллега пунктировали вы это образование?
  26. 2006-12-22 Anonymous
    Спасибо за вопрос.
    Выполнена трепан-биопсия, элементов опухоли не обнаружено, больше данных за воспаление. Точную формулировку не помню - 2 года назад дело было, надо будет поднять архив.
    Татьяна Павленко.
  27. 2006-12-22 Anonymous
    ой, пардон, прочитала все сначала - я в этом же посте цитировала морфологическое заключение по материалу трепанбиопсии (третий комментарий сверху):
    фрагменты мышечной ткани и кортикальной пластинки трубчатой кости со вторичными признаками повреждения (отек,некроз, умеренно выраженная лимфоидная инфильтрация). Опухолевого роста в имеющихся препаратах не найдено. Нельзя исключить, что в биоптате представлен материал по периферии опухоли.
    Павленко Т.
  28. 2007-01-10 Anonymous
    Первично- хронический гематогенный остеомиелит, склеротическая форма. Хорошшие снимки
  29. 2007-11-30 Anonymous
    Ви недумаете что сделать МРТ былоби более информативнее?
  30. 2007-12-03 Anonymous
    информативнее, чем что?
    На самом деле, не думаю, что МРТ позволила бы отдиференцировать опухолевый процесс от воспалительного и, соответственно не дала бы диагностически важной дополнительной информации... Вот для планирования операции или для динамики лечения выполнение МРТ было бы рекомендовано, т.к. позволило бы точнение оценить распространение инфильтрации.
  31. 2010-01-04 Anonymous
    у меня остеомиелит гарре большеберцовой кости...а все потому что мне врачи говорили с 2004 года что у меня болит спина то я росту и из-за этого кости болят,то я притворяюсь...наконец то додумались и в 2005 году сделали первую операцию,в 2006 году вторую,а теперь говорят ни че не поможет,ВОТ ТАКИЕ НАШИ ВРАЧИ!!!!!

    Квалификация автора: Автор отказался указать свою квалификацию, опыт и стаж работы. Вероятно, он не желает нести ответственность за свое мнение. Компетентность мнения находится под вопросом.

  32. 2011-02-11 Anonymous
    Это не остеомиелит Гарре, не опухоль. Напоминаю, что при проблемах с глубокими венами вдоль всей длины костей голени, чаще и малоберцовой и большеберцовой появляются периостальные наслоения.

    Квалификация автора: Врач-рентгенолог высшей категории 16 лет стажу Кравченко Владислав Геннадиевич

  33. 2011-06-10 Anonymous
    у меня тоже остеомиелит правой больше берцовой кости три года назад сделали операцию Хотелось бы побольше узнать об этом заболевании Могу разместить снимки до и после Может кому то интересно

    Квалификация автора: Автор отказался указать свою квалификацию, опыт и стаж работы. Вероятно, он не желает нести ответственность за свое мнение. Компетентность мнения находится под вопросом.

  34. 2012-03-12 Anonymous
    я больна остеомиелитом 24года,заболела благодаря доктору устьянцеву в.и,он мне провел операцию по устранению вр.вывиха бедра в г.барнауле в 1986г.одели мне аппарат елизарова,с тех пор мучаюсь,постоянные боли,свищи,а результате дефект ноги как был так и остался,только болезнь преобрела.

    Квалификация автора: николаева ольга

  35. 2012-04-25 Anonymous
    Ага прям заболели благодаря доктору....Чего чушь нести? Остеомиелит ваш получился как осложнение после елизарова, доктор тут не виноват. Ну и ходила бы с вывихом, чего тогда к докторам пошла.

    Квалификация автора: Автор отказался указать свою квалификацию, опыт и стаж работы. Вероятно, он не желает нести ответственность за свое мнение. Компетентность мнения находится под вопросом.

  36. 2012-05-13 Anonymous
    так если доктора берутся за лечение, заведомо зная о последствиях,значит они преступники!,еще больше обрекая людей на муки,я думаю,умная вы наша-борец за здравоохранение,придержали бы свои комментарии при себе!

    Квалификация автора: николаева ольга

  37. 2012-05-25 Anonymous
    у меня тоже остеомиелит правой большеберцовой, мне сделали операцию и удалили воспаленный кусок кости, после того как все зарастет возможно занятие спортом?

    Квалификация автора: Автор отказался указать свою квалификацию, опыт и стаж работы. Вероятно, он не желает нести ответственность за свое мнение. Компетентность мнения находится под вопросом.

  38. 2015-08-04 Anonymous
    Здравствуйте! Сыну 13 лет, в январе провели операцию по лечению фиброзной дисплазии б/берцовой кости. Сегодня сделали СКТ. "Состояние после оперативного лечения в области верхней трети б/берцовой кости. Одна из полостей заполнена трансплантантом. Глыбчатые уплотнения прослеживаются на протяжении до 60мм.В области метафиза б/берцовой кости в переднемедиальных отделах кортикального слоя определяется полость вытянутой вдоль кости формы с неровными контурами, тонким ободком склероза, протяженностью до 30 мм. Кортикальный слой на небольшом участке прерывается. Костно-деструктивных изменений не отмечается. По латеральному контуру б/берцовой кости в области метафиза прослеживается экзостоз размером до 7 мм. Мягкие ткани обычной рентгеновской плотности." Ваши прогнозы, пожалуйста!!! И еще вопрос, положена ли ему группа инвалидности?

    Квалификация автора: Автор отказался указать свою квалификацию, опыт и стаж работы. Вероятно, он не желает нести ответственность за свое мнение. Компетентность мнения находится под вопросом.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Ваше имя: [ Новый пользователь ]